Чему обучают ребёнка в детском саду
Автор: Авторский коллектив
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ара-Алцагатский детский сад «Наран» Кяхтинского района Республики Бурятия (далее - образовательная программа, Программа) разработана:
На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) (далее – ФГОС ДО, Стандарт)
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. № 74847) (далее – ФОП ДО).
С использованием технологий:
• Комплексной образовательной программы дошкольного образования является инновационная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -352 с.
• Парциальная программа «Цветик-семицветик – автор: Н.Ю. Куражева, СП-М 2016.
• Парциальная программа «Ладушки» - авторы: И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, СП 2017-112 с.
• Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. – М.:
• Парциальная программа «Казачата-дошколята». Авторы-составители воспитатели МБДОУ-д/с №3 ст. Старовеличковской Карпусенко И.И., Куприяненко С.С.
Программа реализуется на русском языке.
В соответствии со ФГОС ДО:
В Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена:
на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующему возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации детей.
В соответствии с ФОП ДО образовательная программа реализует несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами.
2) Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3) Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
«Социально - коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»;
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цель программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик - автор Н.Ю. Куражева: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка, в мир человеческих эмоций;
развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
формирование позитивной мотивации к обучению;
развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; способствовать накоплению опыта проживания эмоциональных ситуаций посредством коллективного сопереживания
Также реализация части Программы, формируемая участниками образовательных отношений, связана с условиями, традициями и укладом ДОО, что описано подробнее в рабочей программе воспитания (п. 2.8 Программы)